История психолого педагогической диагностики

Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Нижегородский Государственный педагогический университет имени Кузьмы Минина. Можно выделить две функции психологической диагностики — научную и практическую. Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик.

Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач. Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.

Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты - практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради решения определенных прикладных задач.

Слово "диагноз" от греч. Разработка диагностической методики — сложный процесс, существенно отличающийся от житейских представлений о том, что достаточно только создать задания или сформулировать вопросы.

Ошибочно поверхностное и упрощенное отношение к психодиагностическому инструментарию, когда так называемым "психологическим тестом" считается любой комплекс заданий, не имеющий научного обоснования и не прошедший необходимой проверки. В плену таких представлений оказался изобретатель Томас Эдисон, предложивший в г. Среди них были, например, такие: Выпускники колледжа смогли дать всего несколько правильных ответов на вопросы этого "теста", и это способствовало тому, что было подорвано доверие к самому методу тестирования, снизился научный авторитет психологической диагностики.

В настоящее время общепризнано, что диагностическая методика может принести ощутимые полезные результаты, если она будет иметь теоретическое обоснование и соответствовать установленным методическим критериям. Поэтому создание методик требует большой исследовательской и методической работы. Но такая работа неизбежна, поскольку признается большое общественное значение психологической диагностики, ее практическая ценность.

Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была понята очень давно, на заре истории человечества. Так, еще в третьем тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае существовала система проверки лиц, желавших занять места государственных чиновников, а в Древнем Вавилоне оценивались некоторые качества выпускников в школах для подготовки писарей.

Однако история научной психодиагностики началась значительно позже. Психодиагностика как прикладная наука сформировалась не сразу, а прошла значительный путь развития и становления.

Рассмотрим основные этапы этого пути. Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. Под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии.

Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких, как речевые ассоциации. Они и стали предметом исследования Ф. Гальтон в г. Составив список из 75 слов, он открывал их по одному и включал секундомер. Как только испытуемый отвечал на слово-раздражитель словесной ассоциацией, секундомер останавливался. Так впервые хронометрия была использована для исследования умственной деятельности. Вундт сразу же после публикации Ф.

Гальтона использовал ассоциативную методику в своей лаборатории, хотя и считал высшие функции не подлежащими эксперименту. Получаемые в опытах индивидуальные различия во времени реакции объяснялись характером ассоциаций, а не индивидуальными особенностями испытуемых. Кеттелл исследовал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты — формы, буквы, слова и т.

Объем внимания в его опытах составлял величину порядка пяти объектов. Проводя эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, Дж. Кеттелл зафиксировал феномен антиципации "забегания" восприятия вперед. Так на рубеже XX в. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.

Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые изучает дифференциальная психология, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения.

Но возникновение психодиагностики не было итогом простого логического развития экспериментально-психологического и дифференциально-психологического изучения человека. Она складывалась под воздействием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а затем и индустриальной. Тест - экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тесты начали применяться в году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф.

Гальтоном в году: Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов. Составление тестов строится по единой схеме: Качество тестов определяется по таким характеристикам, как надёжность, валидность соответствие полученных результатов цели тестирования , дифференцирующая сила заданий и др.

Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения: Он применял эти тесты в устроенной им при Колумбийском университете лаборатории Кеттеллом и другие американские лаборатории начали использовать метод тестов. Наряду с тестами интеллекта, специальных и комплексных способностей возник и еще один тип тестов, широко применяемых в учебных заведениях — тесты достижений. В отличие от тестов интеллекта они отражают не столько влияние многообразного накопленного опыта, сколько влияния специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий.

История развития этих тестов может быть прослежена с момента смены в Бостонской школе устной формы экзаменов на письменную В Америке тесты достижений используются при отборе сотрудников на государственную службу, начиная уже с г.

Наиболее значительная разработка элементов техники конструирования тестов достижений выполнена в течение первой мировой войны и сразу после нее. Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе диагностических методик. Одним из наиболее известных и широко применяемых до сих пор тестов достижений является Стэнфордский тест достижений, впервые опубликованный в г.

С его помощью оценивается уровень обученности в разных классах в средних учебных заведениях. Значительное число тестов специальных способностей и достижений было создано под воздействием практических запросов со стороны промышленности и экономики. Они применялись для профотбора и профессионального консультирования. Дальнейшее развитие тестов достижений привело к появлению в середине XX в. Таким обзор истории развития и становления психологической диагностики является тем, что она отличается широким разнообразием используемых методик как в отношении формы, так и их содержания.

Возникновение психологической диагностики вызвано требованиями практики, а ее развитие направлено на удовлетворение этих требований. С этим связано появление не всегда теоретически обоснованных, но методически совершенных приемов и способов диагностирования.

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног Результаты диагностикиНаправления коррекционно-развивающей работы1.

Данная система психолого-педагогической оценки развития ребёнка в старшем дошкольном возрасте и первый год обучения в школе позволяет педагогам решать следующие задачи: Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ В данном разделе вы можете найти пример психолого-педагогичекой диагностики на ребёнка, которая может вам помочь при обследовании детей Социальная сеть работников образования ns portal.

Детский сад Начальная школа Школа НПО и СПО ВУЗ. Главная Группы Мой мини-сайт Ответы на часто задаваемые вопросы Поиск по сайту Сайты классов, групп, кружков Сайты образовательных учреждений Сайты пользователей Форумы.

Поиск по библиотеке Аппликация, лепка Воспитательная работа Здоровый образ жизни Информатика Конструирование, ручной труд Коррекционная педагогика Логопедия Математика Материалы для родителей Музыкально-ритмическое занятие Обучение грамоте Окружающий мир Развитие речи Региональный компонент Рисование Сценарии праздников Управление ДОУ Физкультура Разное Аудиозаписи Видеозаписи. Колесникова Ксения год. Понятие психодиагностики Психологическая диагностика — наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Истоки психодиагностики Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была понята очень давно, на заре истории человечества.

Возникновение тестирования Тест - экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. Введение в практическую психологию. Психолого-педагогическая диагностика развития детей Психолого-педагогическая диагностика развития детей Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.

Венгера Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Сводная таблица соответствия направлений коррекционно - развивающей работы результатам психолого-педагогической диагностики детей на логопункте ДОУ Результаты диагностикиНаправления коррекционно-развивающей работы1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей Данная система психолого-педагогической оценки развития ребёнка в старшем дошкольном возрасте и первый год обучения в школе позволяет педагогам решать следующие задачи: Методические рекомендации для воспитателей:

  • Советуем скачать
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Введение в практическую психологию.
Изучение проводилось путем сбора анкетных данных о детях, изучения педагогических характеристик, условий домашнего воспитания и врачебного обследования детей. Выготский указывал на наиболее важные его моменты.